Яндекс.Погода

среда, 17 августа

ясно+19 °C

Сейчас в эфире

Радио 1 — 106,8 FM — Первое подмосковное радио

Об архивных подходах к воспитанию и воспитательных возможностях архива

27 июня 2022 г., 10:44

Просмотры: 62


23 июня начальник Главного архивного управления Московской области Л.Ю. Кондратова приняла участие в научно-практической конференции «Формирование подходов к воспитанию подрастающего поколения в современных условиях: в рамках мероприятий, посвященных 100-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина», которая прошла в Московской областной Думе. Людмила Юрьевна поделилась с коллегами опытом организации работы архивистов Подмосковья по ознакомлению подрастающего поколения с документальным наследием на примере Московского областного конкурса учебно-исследовательских работ «Юный архивист».

Задачи конкурса: стимулирование творческого интереса учащихся к познанию исторических явлений и процессов на основе документальных источников, воспитание у подрастающего поколения чувства национальной гордости, патриотизма на основе изучения славного прошлого нашей страны, привлечение молодежи к изучению и сохранению историко-культурного наследия родного края, документальных источников по истории Великой Отечественной войны, истории своей семьи, формирование чувства национальной гордости, любви к Родине и стремление изучать историю России и Подмосковья.

Конкурс проводится Главным архивным управление Московской области с 2014 года.

В конкурсе приняли участие почти 500 участников из 57 муниципальных образований Московской области. Лауреатами и призерами Конкурса стали 30 работ, направленные на Всероссийский конкурс, в котором они достойно представляли Подмосковный регион, пятнадцать из них были награждены дипломами первой, второй и третьей степени.

Активно участвуют в Конкурсе такие муниципальные образования как Щёлково, Жуковский, Шатура, Руза, Долгопрудный, Красногорск, Орехово-Зуево, Раменское, Лотошино, Пушкино, Дмитров, Зарайск, Лыткарино, Наро-Фоминск, Подольск, Протвино, Серпухов.

Тематика представленных конкурсных работ очень разнообразна. Наибольшее количество конкурсных работ, посвящено Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиционно несколько работ посвящены истории Русской Православной церкви и о храмовой архитектуре. На Конкурс подаются исследовательские работы о исторических персоналиях, о космонавтике, истории создания промышленных предприятий на территории Московской области, в т.ч. промыслам и персоналиям, по истории отдельных населенных пунктов, истории школьного образования Московского региона, истории архитектурных памятников, генеалогические исследовательские работы, истории колхозного движения в Московской области, локальным войнам XX века. Тематика работ также связана со знаменательными датами и событиями истории: 2017 — год 100-летия Великой октябрьской социалистической революции, 2019 — 90-летие Московской области, 2020 — 75-летие Великой Победы, 2021 — 80-летие начала контрнаступления советских войск под Москвой.

Организаторы конкурса привлекли к его проведению не только школы, лицеи, колледжи, гимназии, техникумы, но и вузы, научно-методические центры и учреждения культуры Подмосковья.

Руководителями конкурсных работ являются не только школьные учителя (истории и обществознания, русского языка и литературы, технологии, иностранного языка, географии), но и педагоги дополнительного образования, библиотекари, организаторы поисковых клубов, творческих объединений, сотрудники музеев и муниципальных архивов.

Второй год награждение победителей регионального конкурса проводится на базе наиболее интересных и значимых музейных комплексов Московской области. В этом году мы имели возможность провести нашу встречу в музейно-храмовом комплексе вооруженных сил Российской Федерации и военном духовно-просветительском центре Минобороны России, что бесспорно усилило воспитательный эффект от участия в конкурсе.

Важнейшим условием при подготовке конкурсной работы являлось использование документов личных архивов, хранящихся в семьях ветеранов войны и труда, государственных и муниципальных архивов, проведение поисков по архивным источникам, получение навыков исследовательской работы. Некоторые конкурсанты обращались к визуальным документам – фотографиям из семейных альбомов, которые поместили в качестве приложений к тексту. Также в приложениях были представлены фотокопии фронтовых писем, наградных материалов к орденам и медалям ветеранов войны и труда, почетных грамот, благодарственных писем и других документов. Часть работ содержала анализ архивных источников из муниципальных и государственных архивов, в том числе такого крупнейшего документального собрания как Центральный архив Министерства обороны России в г. Подольске. Бóльшая часть представленных на конкурс сочинений подготовлена на основе интернет-ресурсов, учебной и научно-популярной литературы, устных воспоминаний участников войны и их родственников.

При подготовке конкурсных сочинений школьники разобрали свои семейные архивы, расспросили родных и близких о своих предках, участниках Великой Отечественной войны, привлекли к своими поискам родителей, одноклассников, а также учителей, руководителей школьных музеев, сотрудников краеведческих музеев и муниципальных архивов. Некоторые из них стали научными руководителями конкурсных работ.

Работы, посвященные своим родным, которые были участниками Великой Отечественной войны, передают особое эмоциональное переживание детей, которые соприкоснулись с великими и трагическими страницами истории страны через судьбу своих родственников.

24 работы набрали от 50 до 60 баллов, в том числе 6 работ набрали 60 баллов. Эти работы будут направлены для участия во Всероссийском этапе конкурса «Юный архивист».

Без сомнения традиция проведения конкурса позволит привлечь внимание к отечественной истории и тем самым сформировать у молодежи важные качества патриота своей страны.

В год 100-летия пионерской организации будет интересным предложить ребятам для исследования тему истории пионерской организации на территории Московской области и муниципальных образований. Ряд муниципальных архивов имеют на хранении фонды, связанные с деятельностью пионерской организации. Они активно включились в работу по подготовке тематических выставок по этой теме и ждут молодых исследователей в свои читальные залы.

Обсудить тему

Введите символы с картинки*

Самое читаемое