Яндекс.Погода

среда, 28 сентября

ясно+5 °C

Сейчас в эфире

Радио 1 — 106,8 FM — Первое подмосковное радио

М.Е. Салтыков-Щедрин и современность

25 авг. 2021 г., 16:13

Просмотры: 1420


Захожу в музей известного писателя девятнадцатого века М.Е.Салтыкова-Щедрина в селе Спас-Угол, рассматриваю экспонаты, вчитываюсь в записи великого сатирика. Поражает одна из его цитат: «Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти». Действительно, «рукописи не горят», и творчество писателей будет жить вечно. «Почему?» – спросите вы. Несмотря на то, что человечество существует уже многие века, люди ошибаются, грешат, стремятся исправиться, стать лучше, пытаются найти смысл жизни. И именно литература помогает бороться с человеческими пороками и совершенствоваться, помогает ответить на многие вопросы, волнующие человечество.  Проблемы, которые поднимали писатели прошлых веков, актуальны и сегодня.

Читаю произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина и понимаю, насколько его эпоха и современность близки. В романе «История одного города» писатель высмеивает самодержавно-крепостнический строй, при существовании которого не будет светлого будущего для народа. Люди, находящиеся у власти, погрязли в коррупции и жадности, они эгоистичны и жестоки. Автор осуждает градоначальников города Глупова. Богдан Богданович Пфейфер, «ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество». У Брудастого в голове вместо мозга действует «органчик», периодически наигрывающей два окрика: «Разорю!» и «Не потерплю!» Онуфрий Негодяев «размостил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов». Перехват-Залихватский «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки». Один правитель «лучше» другого. Писатель-сатирик создал аллегорические портреты правителей, которые не позволяли России развиваться, а лишь делали видимость полезной деятельности.

Автор осуждает не только их, но и простой народ, который терпит самодурство, коварство и жестокость власти. Сатирик понимает, что людям мешает рабская привычка к бездумному повиновению. Нельзя не согласиться, что русский человек – выносливый и крепкий. Он, чтобы не навлечь беды на себя и на свою семью, мирится и живёт под таким гнётом. Но остаётся безразличным к происходящему. В современном мире подобная ситуация очень знакома нам.

Ещё одну, по-моему, важную проблему современности затрагивает Михаил Евграфович – бессмысленность жизни простого обывателя, человека, боящегося перемен, можно встретить в сказке «Премудрый пескарь». В ней Салтыков-Щедрин изображает пескаря, который всю жизнь дрожал, боясь выйти наружу из «своей норы». В итоге прожил «с лишком сто лет» бесполезной, никчемной жизни. Только перед смертью задумывается пескарь об этом: «Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? Жил–дрожал и умирал – дрожал». К сожалению, в наше время тоже много ленивых, равнодушных, а главное трусливых людей, не способных бороться за счастье. Например, многие не могут отказаться от стабильной, хотя и малооплачиваемой работы, которая не способна удовлетворить их потребности. Они мучаются, переживают, каждый день ходят на нелюбимую работу, но боятся что-либо предпринять. А могли бы изменить свою жизнь, и были бы счастливы. Они просто плывут по течению и зачастую не приносят реальной пользы обществу. Бессмысленное существование пескаря помогает нам задуматься о своей собственной жизни: «Что я делаю не так? Как это исправить? В чем смысл моего существования?» Сказка помогает нам понять, что необходимо приносить радость другим людям, жить не только для самого себя, но и для окружающих, стараться приносить реальную пользу обществу, не бояться перемен и всего нового.

Роман «Господа Головлевы» тоже современен. И сейчас важна тема взаимоотношений в семье. В произведении мы видим гибель дворянской семьи Головлевых. Глава семейства Арина Петровна – властная и энергичная помещица. Поражает её умение увеличивать капиталы. Копить и богатеть – вот единственная цель, которая целиком поглощает все ее силы и внимание. Других страстей и привязанностей у нее нет. Страшно становится, когда видишь, как она ради богатства превращает в каторгу жизнь крестьян. Лишает себя покоя и комфорта, держит впроголодь своих детей.

Удивляет спокойствие и безжалостность, с которыми Арина Петровна наблюдает, как разоряются и умирают в нищете её дети. И только в конце жизни перед ней встал горький вопрос: «И для кого я припасала! Ночей не досыпала, куска недоедала… для кого?»

Деспотическая власть Арины Петровны привела к тому, что дети стали зависимы от произвола «маменьки». Они лгали и льстили, лишь бы угодить. Этими качествами особенно отличался Порфирий Головлев, получивший от других членов семьи прозвища «Иудушка» и «Кровопийца». Иудушка с детских лет сумел «опутать доброго друга маменьку» паутиной лжи, подхалимства и еще при жизни завладел всем богатством. Образ Иудушки стал символом пустословия и лжи.

В наше время некоторые семьи тоже стремятся накопить побольше денег, забывая о важных душевных качествах. Взаимное подозрение, недоверие, ложь, лицемерие царит в них. Вот Салтыков-Щедрин и заставляет читателя задуматься о том, к чему может привести слепое накопительство.

Как известно, сейчас возникает большое количество споров и конфликтов в обществе о значении людей по цвету кожи, разрезу глаз, но для Салтыкова-Щедрина всё это не имело никакого значения. Для сатирика намного важнее внутренний мир и душевные качества личности, поэтому Михаила Евграфовича можно назвать прогрессивным писателем, так как его мысли и взгляды в статье «Июльское веянье» о национализме, антисемитизме и ложном патриотизме актуальны. Автор презирает националистическое высокомерие, уважительно относится к народу любой расы. По его мнению, каждый человек в мире равен друг другу.

 Писатель размышляет и о значении патриотизма. «Анти-патриоты» – это относительно небольшая, но активная группа. На оппонентов они смотрят исключительно свысока – дескать, граждане с патриотическими взглядами – это глупая «вата», которой манипулирует власть». Салтыков-Щедрин считает: чтобы быть истинным патриотом, не обязательно слепо следовать указам верховной власти. Необходимо искать проблемы внутри системы государства и пытаться их решить. Писатель душою всегда был с Россией, ненавидел и отмечал многие её пороки. Он жалел простой народ и верил, что он способен на великие дела. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». Радует, что есть такие писатели, как Салтыков-Щедрин, которым небезразличны проблемы не только государства, семьи, но и отдельного человека.

Уверена, Салтыков-Щедрин в своём творчестве поднимал темы, важные не только для его современников, но и для будущих поколений. Жизнь циклична, и похожие проблемы остаются с нами на долгие годы. Таким образом, труды писателя становятся бессмертными, к ним следует чаще обращаться современному человеку, ведь произведения Салтыкова-Щедрина могут заставить активно действовать. А это, несомненно, сделает жизнь людей лучше.

 

Мареева Ирина Дмитриевна, 16 лет, 10класс, МОУ Запрудненская гимназия
Руководитель: Журавлева Елена Ивановна

 

Обсудить тему

Введите символы с картинки*